Языческая культура

Автор: , 22 Окт 2013

yazyicheskaya kultura 150x150 Языческая культураЯзыческая культура викингов

Сегодня мы рассмотрим архаическую систему ценностей языческой культуры на примере скандинавской традиции — языческой культуры викингов, которая великолепно иллюстрирована благодаря дошедшей до нас Старшей Эдде (IX век), и особенно такому ее разделу, как «Речи Высокого», где сам Один дает простые бытовые советы, содержащие ответ на многие экзистенциальные вопросы и популярно объясняющие, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

Прежде всего, система ценностей североевропейской языческой культуры базируется на жесткой и бескомпромиссной модели мира — мира, где в каждый момент времени продолжается война за существование. И нужно признать, что зачастую это предельно честная модель мира.

Прежде чем в дом
войдешь, все входы
ты осмотри,
ты огляди, —
ибо как знать,
в этом жилище
недругов нет ли.

Муж не должен
хотя бы на миг
отходить от оружья;
ибо как знать,
когда на пути
копье пригодится.

Двое — смерть одному;
голове враг — язык;
под каждым плащом
рука наготове.

В этом мире одна из главных добродетелей — осторожность. Даже в тех ситуациях, когда прямая угроза отсутствует.

Умом пред людьми
похваляться не надо —
скрывать его стоит;
если мудрец
будет молчать —
не грозит ему горе,
ибо нет на земле
надежнее друга,
чем мудрость житейская.

Силу свою
должен мудрец
осторожно показывать;
в том убедится
бившийся часто,
что есть и сильнейшие.

Возможно, модель мира языческой культуры викингов и не располагает к расслабленной медитации, но определенно настраивает на максимальную концентрацию для достижения цели. При этом само достижение целей является главным приоритетом и главным критерием жизненной реализации — в пику всевозможным идеям аскетического просветления с надеждой на компенсацию когда-нибудь в следующей жизни.

Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы, —
это лучше подачек.

Рано встает,
кто хочет отнять
добро или жизнь;
не видеть добычи
лежачему волку,
а победы — проспавшему.

Рано встает,
кто без подмоги
к труду приступает;
утром дремота
работе помеха —
кто бодр, тот богат.

Ночь тому не страшна,
кто сделал запасы;
коротки реи;
ненастна ночь осенью;
сменится ветер
не раз за пять дней,
несчетно — за месяц.

Но целеустремленность не должна переходить в чванство, и на этом делается особый акцент:

Иной не постигнет,
что вреден подчас
достаток рассудку;
один — богатей,
другой же — бедняк
и в том невиновен.

Если глупцу
достается в удел
любовь иль богатство,
не добудет ума он,
но чванство умножит
и спесью прославится.

Целеустремленность языческой европейской культуры лучше всего соответствует простому вопросу: «а что мы имеем в сухом остатке?».

День хвали вечером,
жен — на костре,
меч — после битвы,
дев — после свадьбы,
лед — если выдержит,
пиво — коль выпито.

Примечательно, что в этой постоянной борьбе и тотальной целеустремленности главная ставка делается не столько на тупую физическую силу, сколько на ум и сообразительность. Глупость же остается одним из главных объектов насмешек и жестко высмеивается:

Муж неразумный
увидит приязнь
в улыбке другого;
с мудрыми сидя,
глупец не поймет
над собою насмешки.

Муж неразумный
все знает на свете,
в углу своем сидя;
но не найдет он
достойных ответов
в дельной беседе.

Муж неразумный
на сборище людном
молчал бы уж лучше;
не распознать
в человеке невежду,
коль он не болтлив,
но невежда всегда
не видит того,
что болтлив он безмерно.

При этом дается четкое понимание, что и большой ум не всегда является благом, а незамутненность сознания делает жизнь простой и понятной:

Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
лучше живется
тем людям, чьи знанья
не слишком обширны.

Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
ибо редка
радость в сердцах,
если разум велик.

Если восточные философско-эзотерические системы зачастую проповедуют аскетизм и отрешенность от социума, это означает лишь то, что в их условиях жизни человек может себе позволить чудить в одинокой пещере. Но в североевропейской языческой культуре, где для существования необходимо прилагать постоянные усилия, особенно ценным становится крепкое плечо друга и существенно возрастает значимость человеческого общения.

Головня головне
передать готова
пламя от пламени;
в речах человек
познает человека,
в безмолвье глупеет.

Оружье друзьям
и одежду дари —
то тешит их взоры;
друзей одаряя,
ты дружбу крепишь,
коль судьба благосклонна.

Добра не жалей,
что нажито было,
не скорби о потере;
что другу обещано,
недруг возьмет —
выйдет хуже, чем думалось.

Но это — далеко не те идеализированные пионерские идеалы, где человек может быть только хорошим, друг — только верным, а дружба — вечной.

Надобно в дружбе
верным быть другу,
одарять за подарки;
смехом на смех
пристойно ответить
и обманом — на ложь.

Если дружбу ведешь
и в друге уверен
и добра ждешь от друга, —
открывай ему душу,
дары приноси,
навещай его часто.

Но если другому
поверил оплошно,
добра ожидая,
сладкою речью
скрой злые мысли
и лги, если лжет он.

В ситуации, когда мир может рухнуть в любой момент, остаются два вечных идеала, способных создать стабильность даже в условиях абсолютного хаоса — это смелость, переходящая в готовность в любой момент встретить смерть, а также щедрость, открытость и готовность помочь людям. Именно на этих столпах держится европейская языческая культура, в частности культура викингов.

Глупый надеется
смерти не встретить,
коль битв избегает;
но старость настанет —
никто от нее
не сыщет защиты.

Щедрые, смелые
счастливы в жизни,
заботы не знают;
а трус, тот всегда
спасаться готов,
как скупец — от подарка.

Краеугольным камнем любой человеческой жизни всегда остается смерть. И североевропейская языческая культура дает свой способ преодоления смерти: не через новую инкарнацию или надежду на воздаяние после смерти, а через вечную жизнь в деяниях.

Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.

Также стоит особо отметить отношение к богам в культуре викингов: это не слепое поклонение, а, скорее, партнерские отношения. Человек почитает богов, но не потому, что он «от рождения грешен и вообще так надо», а ожидая в ответ совершенно конкретную и осязаемую пользу для себя:

Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.

Многие советы «Речей Высокого» из «Старшей Эдды» носят сугубо бытовой характер: не нужно напиваться в приличном обществе, не стоит безостановочно жрать в гостях, не нужно хамить людям и пр. Но некоторые советы ориентированы на постижение глубинной мудрости и обретение тайных знаний — в частности, это рекомендации по использованию рун и рунической магии.

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал,

Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать?

Руны и система рунической магии представляет для нас особенный интерес как знаковая система работы с глубинными ресурсами психики, и более подробно мы будем рассматривать эту систему в нашем курсе «Архаические психотехники».

Вот речи Высокого
в доме Высокого,
нужные людям,
ненужные ётунам.
Благо сказавшему!
Благо узнавшим!
Кто вспомнит — воспользуйся!
Благо внимавшим!

 

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

reservy1 Языческая культура

Скачай бесплатную книгу

"Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным"

Ваше имя:
Ваш email:
 
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
twitter mini Языческая культураvk mini Языческая культураfb mini Языческая культураbuzz mini Языческая культураlj mini Языческая культураmoymir mini Языческая культура
Присоединяйтесь в социальных сетях:
twitter full Языческая культураlj full Языческая культура

Похожие статьи:

  1. Психология смерти. Культура смерти
  2. Маркетинг и культура. Культурологическая основа маркетинга
  3. Старая Европа
  4. Этногенез славян
  5. Становление Европы
  6. Уверенность человека. Чувство уверенности

About the author

Сертифицированный НЛП-Мастер, бизнес-тренер, специалист по телесно-ориентированной психологии и интенсивным интегративным психотехникам.

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.