Судьба героя. Кухулин

Автор: , 27 Сен 2014

Kuhulin. Sudba geroya 150x150 Судьба героя. КухулинКухулин: судьба героя

Как писал Джозеф Кемпбелл, судьба героя – непрерывно идти вперед, придавая своей энергией движение всему мирозданию. Идеальным воплощением героя в ирландской традиции был Кухулин, и судьба Кухулина – это судьба героя в наиболее ярком, насыщенном и трагичном ее проявлении. Но что же определяет судьбу героя?

Судьба героя сквозь призму регистров культуры

Говорят, что все религии говорят об одном и том же: что бог един, и имя ему – Любовь. Однако, так говорят исключительно от безграмотности и абсолютного незнания культурологии – далеко не все религии строятся на любви, и далеко не на каждом этапе развития культуры идея любви вообще актуальна.

Любая культурная традиция проходит в своем развитии через несколько стадий: этап становления, когда решается вопрос «быть или не быть» (и именно на этом этапе закладываются основополагающие принципы судьбы героя), и этап развития, на котором появляются цели не просто жить, а жить хорошо, и на этом этапе появляется поливариантность способов жизни и путей развития. Часто на втором этапе культура приходит к идее любви или просветления, но есть важный нюанс – до этого этапа любой культуре нужно дожить, и, более того, войти в русло стабильности.

Сегодня для нас особенно важно то, что каждый из этих регистров культуры формирует определенный регистр сознания, присущий каждому человеку – у каждого из нас актуализированы как те структуры психики, которые связаны с выживанием, так и те, которые направлены на различные поиски просветления. И здесь важно понимать, что мы не можем вычеркнуть ни один из эти регистров: ни попытка перечеркнуть свою силовую доминантную сущность ради «растворения в йоге», ни слепое развитие силовой компоненты в отрыве от духовности не ведет ни к чему хорошему.

Задача современного человека – интегрировать оба этих регистра, обе стороны своей сущности. И сегодня мы рассмотрим путь, предлагаемый североевропейской архаической традицией, это путь героя, идеальным воплощением которого стала судьба Кухулина.

Особенно часто с идеями любви или просветления связывают индийские культурные традиции, и это понятно – с тех пор, как в Индию пришли индоевропейцы и навели там порядок, Индия стала сравнительно спокойным местом с жесткой, застывшей в веках кастовой структурой. В этих условиях на уровне культуры объективно была возможность свернуться под деревом в позе лотоса и, питаясь опадающими бананами, размышлять о вселенской любви и гармонии.

Но совершенно иной была ситуация в Северной Европе, где долгое время культура находилась на этапе конституирования, когда ежедневно решался вопрос жить или умереть. Неудивительно, что европейская языческая традиция предлагала совершенно иной путь – прямой, как древко копья. Североевропейская культурная традиция не говорит о любви ни слова, зато ценит неистовое движение вперед. Краеугольный камень этой традиции – путь  и судьба героя.

Судьба героя – непрерывно идти вперед, будучи ведомым движением мира, и своим напором двигать мир за собой. Это путь, на котором иной раз лучше убить, чем подумать – что прекрасно иллюстрирует кельтская традиция, когда Кухулин убивает своего сына и своего друга, поэтому именно кельтскую традицию мы возьмем в качестве сегодняшней иллюстрации.

Кухулин: судьба героя в ирландской традиции

Самого Кухулина возьмем как образцовый пример героя, жизнь которого неразрывно связана с жизнью его королевства, но, вместе с тем, знаменуется одержимостью и неистовым движением вперед. В этой жизни нет времени на сомнения и колебанья: каждый миг этой жизни – последний, остается лишь действие и напор. В этой жизни не бывает случайностей – все, что встречается на пути – вызов, который должен быть принят и сокрушен. В сущности, в этом нехитрая суть судьбы героя.

Дело было так: обучаясь в боевой школе Скатах, Кухулин победил армию великанши Айфы, а саму предводительницу изнасиловал перед стенами ее замка, взяв с нее зарок родить и воспитать ему сына. Когда пришло время, Кондла, сын Кухулина, отправился в Ирландию на поиски отца.

Когда достиг он Улада – королевства, в котором жил Кухулин, воины, охраняющие границу, приняли его за захватчика, и атаковали – коммуникабельность тогда, нужно заметить, была не в моде. Впрочем, Кухулин сам оставил Кондле ряд зароков: никому не говорить о своем происхождении, никому не уступать дорогу и никогда не отказываться от боя. Однако, Кондла легко победил их. Тогда на помощь воинам Улада подоспел сам Кухулин и вступил в бой со своим сыном. Во время боя Кухулин понимает, кто перед ним, но сделать уже ничего не может: рефлексы, привычка… Тогда он приносит тело ко двору короля Конхобара со словами: «Вот вам, улады, сын мой!».

Также Кухулин убивает своего названого брата, Фердиада. Потому что это тоже – судьба. Судьба героя. Однажды, во время боев за быка из Куальнге, довелось ему в одиночку защищать все королевство от армии королевы Меб, и не было воина, способного совладать с ним. Тогда Меб смекнула, что справиться с Кухулином может только такой же псих, как он сам, и обратилась к Фердиаду – другу Кухулина, с которым он вместе проходил обучение в боевой школе Скатах, – пообещав ему золото, свою дочь и пряжку от своего плаща в придачу. Фердиад, естественно, отказался.

Тогда Меб предложила другой расклад: она пообещала Фердиаду, в случае, если он не выйдет на бой с Кухулином, натравить на него колдунов и филидов, которые споют про него песни хулы, от чего Фердиад неизбежно изойдет нарывами и погибнет. Тогда Фердиад согласился, «ибо легче казалось ему умереть от копья силы, отваги и ловкости боевой, чем от копья стыда, позора и поношения».

Три дня они бились, а вечера проводили у одного костра, разделяя друг с другом еду и залечивая друг другу раны. На четвертый день так тесно сошлись они в схватке, что щиты их лопнули, а копья погнулись и выщербились. Так тесно сошлись они в схватке, что вытеснили из берегов реку Бойн. Так тесно сошлись они в схватке, что духи и оборотни испустили крик с их щитов, рукоятей мечей и наконечников копий. А затем Кухулин применил свой коронный удар Га Бонга, и все закончилось.

Убив Фердиада, Кухулин начинает свой плач:

«…

Настал поистине скорбный час!

Воспитала Скатах обоих нас.

Из ран моих сочится кровь,

А ты не взойдешь на колесницу вновь!

Настал поистине скорбный час,

Воспитала Скатах обоих нас.

Кровь сочится из ран моих,

А тебя нет и не будет в живых!

Настал поистине скорбный час.

Вместе Скатах воспитала нас.

Ты погиб, а я уцелел!

Беспощадность битвы – мужей удел!».

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

reservy1 Судьба героя. Кухулин

Скачай бесплатную книгу

"Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным"

Ваше имя:
Ваш email:
 
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
twitter mini Судьба героя. Кухулинvk mini Судьба героя. Кухулинfb mini Судьба героя. Кухулинbuzz mini Судьба героя. Кухулинlj mini Судьба героя. Кухулинmoymir mini Судьба героя. Кухулин
Присоединяйтесь в социальных сетях:
twitter full Судьба героя. Кухулинlj full Судьба героя. Кухулин

Похожие статьи:

  1. Языческая культура
  2. Альфа-лидер. Психология социального влияния
  3. Становление Европы
  4. Этногенез славян
  5. Старая Европа

About the author

Сертифицированный НЛП-Мастер, бизнес-тренер, специалист по телесно-ориентированной психологии и интенсивным интегративным психотехникам.

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.