Старые боги. Система ценностей

Автор: , 25 Сен 2014

stsrie bogi 150x150 Старые боги. Система ценностейСистема ценностей старых богов

Старые боги: система ценностей на примере ирландской традиции

Система ценностей старых богов очень наглядно иллюстрирована на примере кельтской традиции. Кельтская традиция интересна нам еще и тем, что она также дает прекрасный пример эволюции архетипов и эволюции системы ценностей от жесткой и бескомпромиссной модели эпического героя до более гибкой, более глубокой и более гармоничной модели, ориентированной на всестороннее развитие личности. Эта эволюция системы ценностей прослеживается на примере верховной власти в пантеоне старых ирландских богов.

Система ценностей старых богов: динамика эволюции

Первым верховным богом в ирландском пантеоне был Нуаду – именно он привел Племена богини Дану, из которых вышли старые боги, в Ирландию. Его главным атрибутом был меч, которого ему было вполне достаточно для решения большинства коммуникативных задач. В ирландском пантеоне именно Нуаду был самым старым и старшим из старых богов племен Дану.

Но Нуаду погибает в битве с фоморами, и его место временно занимает Луг, который традиционно считается покровителем всех ремесел, искусств, а заодно магии, что предполагало уже совершенно иную систему ценностей. Луг окончательно побеждает фоморов, но исчезает, уступив свое место Дагде.

Дагда по своей сути полностью соответствовал своему имени («добрый бог»), и олицетворял ценность спокойного, цикличного развития, когда всходы растут, а солнце день  за днем согревает землю.

На смену Дагде придет Мананнан, который создает альтернативную историю и иную реальность – при нем Племена богини Дану становятся сидами и уходят из земного мира в мир тайный, недоступный для смертных. Также образ Мананнана интересен тем, что он получает большую популярность в сказаниях, связанных с распространением христианства, и он первым понимает, что старым богам пришло время учиться жить в новом мире с новыми богами и новой системой ценностей. Но еще дальше шагнул Эгнус, на образе которого стоит остановиться подробней.

Энгус Мак Ок (дословно «сын молодости») чаще всего предстает как бог молодости, любви и красоты. При этом он выступает как великий воин, а также – как бог магии и мудрости. Безусловно, Энгус – самый молодой образ из всех старых богов, но при этом – один из мудрейших. Кроме этого, он олицетворяет собой архетип Хозяина, наделенного верховной властью над сидами Ирландии. Уже этого более чем достаточно, чтобы считаться очень гармоничной и разносторонне развитой личностью, но Энгус идет дальше – он совершает прорыв в новое измерение, недоступное старым языческим богам, что прослеживается в сказании «Воспитание в домах двух чаш».

Старые боги и христианство: на изломе системы ценностей

Дело было так. Этне, воспитанница Энгуса, однажды пошла к реке. Там с нее спало заклятие Фет Фиада, она стала видимой для смертных, к тому же потерялась. И вот вышла она к хижине, в которой христианский монах жарил рыбу. А надо сказать, что до этого Этне долгое время болела, но в хижине вдруг почувствовала облегчение; долгое время она ничего не могла есть, а тут начала есть рыбу. Между тем Энгус начал искать ее, и вскоре подъехал к хижине. Монах, как положено при появлении старых богов, начал упорно молиться, и вымолил материализовавшегося из воздуха Патрика. Вот их диалог с Энгусом:

«– Не твое она приемное дитя, а Господина мира,– сказал Патрик,– хоть и довелось тебе воспитать ее.

– Мог бы я и силой отнять у тебя девушку,– ответил Энгус,– если бы пошло это мне на пользу.

– Сила и власть господняя помогут мне против тебя,– сказал на это Патрик,– и если бы послушался ты моего совета, не пришлось бы мне идти против тебя.

– Каков же он? – спросил Энгус.

– Почитай истинного великого Бога и отринь пустых богов, крестись во имя Троицы, смени имя и избавься от наказания,– сказал ему Патрик.

– Не для того пришли мы сюда из своего дома,– ответил Энгус. Потом, направил он своего коня прочь от реки и уехал скорбный и печальный».

Почему он уехал? Можно предположить, что вовсе не потому, что Патрик стоял на дороге. Разве для ветерана битвы при Маг Туиред станет препятствием какой-то старик, даже если этого старика зовут Патрик? Я думаю, дело в другом. Как решали проблемы старые языческие боги? Они их решали нормально. Делая то, что считали нужным, как и подобает героям. Но теперь появились новые идеи и новая система ценностей. Например, оказалось, что врага можно еще и возлюбить. И, может быть, Энгус первым из старых богов понял это. Думаю, это не только шаг вперед, но и прорыв в новое измерение, потому что раньше никому и в голову не приходило, что такое бывает. И думаю, что тогда Энгус думал не о том, как убить Патрика, а о том, как он после этого будет смотреть в глаза девушке.

Возможно, уход Энгуса – символическое предчувствие ухода старых богов и воцарения богов новых, более добрых и гуманных. Или осознание того, что есть и другие способы жизни, кроме способа жизни языческого героя – неистового движения вперед, невзирая на препятствия, сокрушая все, что не успевает освободить дорогу. Может быть, архетип Энгуса важен именно тем, что несет осознание новой системы ценностей, которую не ведали старые боги, что жизнь – не вечный бой и нельзя всю жизнь быть героем, и иногда вместо вечной борьбы приходит время заняться созиданием и развитием?

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

reservy1 Старые боги. Система ценностей

Скачай бесплатную книгу

"Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным"

Ваше имя:
Ваш email:
 
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
twitter mini Старые боги. Система ценностейvk mini Старые боги. Система ценностейfb mini Старые боги. Система ценностейbuzz mini Старые боги. Система ценностейlj mini Старые боги. Система ценностейmoymir mini Старые боги. Система ценностей
Присоединяйтесь в социальных сетях:
twitter full Старые боги. Система ценностейlj full Старые боги. Система ценностей

Похожие статьи:

  1. Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным
  2. Тайцзицюань: боевое искусство и система саморегуляции Китая
  3. Языческая культура
  4. Старая Европа
  5. Архаическое сознание. Архаическая модель мира как путь к глубинной интеграции
  6. Материальные и духовные ценности. Проблема самореализации
  7. Психология смерти. Культура смерти
  8. Становление Европы
  9. Юнгианские аналитические техники и юнгианский анализ
  10. Как достичь просветления?

About the author

Сертифицированный НЛП-Мастер, бизнес-тренер, специалист по телесно-ориентированной психологии и интенсивным интегративным психотехникам.

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.