Альфа-лидер. Психология социального влияния

Автор: , 13 Фев 2013

alfa lider Альфа лидер. Психология социального влиянияАльфа-лидер. Механизмы социального влияния.

В последнее время все более популярным становится понятие «альфа-лидер», и обычно с ним связывают эффективные механизмы социального влияния. Или, что также не редкость, психологию социального влияния в целом. Давайте разберем, какое отношение альфа-лидер имеет к лидерству в современном его понимании, и какие механизмы социального влияния здесь используются.

Альфа-лидер и лидерство в бизнесе

Для начала разберем, что понимается под лидерством сегодня, и какой тип лидерства востребован в бизнесе. Хорошую формулировку современного понимания лидерства дает Николе, говоря, что оно направлено на формирование рабочей атмосферы и стремления сотрудников наиболее эффективно выполнять поставленные задачи. При этом, «если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере». Здесь можно выделить несколько уровней лидерства:

  1. Микролидерство – лидерство в коллективе, направленное на решение конкретных задач;
  2. Макролидерство – нахождение пути и создание культуры;
  3. Мета-лидерство – создание движений в широком понимании этого слова.

При этом подразумевается, что лидер должен обладать рядом ключевых навыков:

  1. Личностные навыки, делающие его самого гармоничной личностью, с которой комфортно и интересно общаться;
  2. Навыки взаимодействия и выстривания отношений с сотрудниками;
  3. Навыки системного видения и системного мышления;
  4. Навыки стратегического планирования и эффективного достижения целей.

Именно такой тип лидерства востребован в бизнесе, но это не есть альфа-лидерство, поскольку оно предполагает совершенно другую психологию социального влияния. Так кто же такой альфа-лидер?

Альфа-лидер: психология социального влияния

Давайте начнем с главного: альфа-лидерство – это не навыки социальных взаимодействий, не общее саморазвитие и гармонизация личности, и даже не превосходные деловые компетенции. Здесь идет речь о совершенно других механизмах социального влияния, намного более грубых и примитивных. Альфа-лидерство – это физиология и совокупность базовых жизненных установок.

Первая и главная характеристика альфа-лидера – это специфика функционирования гормональной системы. Как известно, реакцию человека в стрессовых ситуациях обуславливает выброс гормонов адреналина и норадренолина. От того, в какой пропорции они выделяются, зависит базовая реакция человека на опасность – атаковать, убежать или притвориться мертвым. Эта физиологическая «настройка» дается нам от рождения, и изменить ее… в какой-то степени можно, но с огромным трудом.

Казалось бы, это всего лишь реакция человека на опасность, которая имеет определяющее значение лишь в обезьяньем стаде, но мы-то живем в современном обществе… Как бы ни так. Этот гормональный баланс определяет общий уровень агрессии человека, а он в нашем «прогрессивном обществе» значит по-прежнему очень много.

От уровня природной агрессии человека зависит не только его реакция в экстремальных ситуациях, но и способность отстаивать свои интересы во всех сферах жизни. Это не значит, что нужно быть злым и агрессивным – можно быть добрым и отзывчивым, но иметь готовность адекватно встречать любой уровень агрессии. А для того, чтобы адекватно встречать чужую агрессию, вы, как минимум, должны быть способны при необходимости противопоставить ей свою. Но если у вас нет доступа к этим состояниям, то с этим определенно пора что-то делать.

Да, это будет противоречить социальным ожиданиям. Но давайте рассмотрим, как устроен социум – с биологической точки зрения. И в этом нам помогут очень наглядные эксперименты Карла Лоренца, проводившего исследования в стае приматов.

Как заметил Лоренц, стаю всегда возглавляет доминант – тот самый альфа-лидер, самый агрессивный самец. Ему принадлежат все самки и вся добыча. Для утверждения своей власти он опирается на субдоминантов – других сильных самцов, у которых также вполне приемлемое качество жизни и которым с детства внушается, что это круто – грудью встречать опасность и защищать существующий режим. Их положено слушаться, потому что у них – удостоверения и дубин… вернее, клыки и когти. Затем идет основное стадо, которое собирает корешки и бананы, но довольствуется той частью добычи, которую определит для них доминант. И в самом низу находится «пенсионный фонд» – особи, которые утратили свою силу. Они питаются объедками. Вам это ничего не напоминает?

Исходя из этого, мы делаем базовый вывод: алифа-лидерство – это совокупность физиологических «настроек», которые обуславливают в человеке неистовую тягу «быть главным» и формируют соответствующий психотип и соответствующие черты характера.

Механизмы социального влияния и базовые мифологемы

Еще Гитлер в своей работе с массами широко использовал фрейдистскую идею о том, что «вождь-мужчина» должен соблазнить «толпу-женщину», которой нравится тупая и грубая сила. То есть, вождь изначально позиционирует себя как брутального альфа-лидера, и толпе это нравится. Как показывает история, этот принцип оказался вполне себе эффективным. Но почему это происходит?

Вся европейская культура строится вокруг одной из базовых мифологем – мифологемы «победа/поражение». Исходя из этой мифологемы, человек может находиться в двух состояниях: победителя или побежденного. Из этого следует, что победитель – «герой», а побежденные – «быдло». На этом основан архетип эпического героя, и на этом же строятся все концепции альфа-лидерства:

«Вот мне нужны: эта корона, эта женщина и этот замок. А что касается морали, то вот эти скоты должны на меня работать. А я – свободный лорд».

Н. Козлов

И что самое интересное – эта модель очень привлекательна и очень эффектна. В нашем мире люди ведутся на силу. Но здесь есть и обратная сторона, которая, как правило, остается в тени, и из-за которой многие «герои» оказываются совершенно неэффективны ни в личной, ни в социальной жизни.

Следует помнить, что архетип эпического героя формировался на стадиях конституирования культуры, когда решался глобальный вопрос: «быть или не быть». Тогда социуму были жизненно необходимы ребята, которые с перекошенным лицом и бешенным видом будут нестись на врага, и для них создавались привлекательные условия жизни. Эта модель поведения не только поддерживалась, но и стимулировалась социумом. Жизнь у таких ребят была веселая, но непродолжительная.

Но после того, как культура сформирована и вопрос «быть или не быть» решен, возникает естественное желание не просто жить, а жить хорошо. И тогда оказывается, что место героя – на войне, в бою. Но внутри социума он лишний. Весь смысл героя в том, чтобы совершить подвиг и доблестно погибнуть за социум. И если каким-то чудом герой выживает, то неизбежно возникает ряд проблем, связанных с адаптацией в социуме. За примерами ходить далеко не нужно – достаточно вспомнить ребят, вернувшихся из Афгана.

И здесь возникает интересный момент: поскольку модель героя изначально не ориентирована на нормальные социальные взаимодействия и социальную адекватность, в социуме она зачастую оказывается не только неэкологична, но и неэффективна. Кроме того, эта модель изначально негармонична, ведь стимулом для побед является исходное отсутствие гармонии и стремление изменить ситуацию. А значит, потребность в победах связана с глубинной неудовлетворенностью и негармоничностью.

А, как известно, отсутствие внутреннего умиротворения и гармонии совершенно не способствует формированию успешных и комфортных отношений – нам нравится находиться с теми людьми, которые транслируют на нас качества и состояния, в которых находиться приятно.

Но здесь возникает самый интересный момент: акцентированность человека на созидательных качествах в рамках мифологемы «победа/поражение» относит его в категорию того самого побежденного «быдла», которое блекнет на фоне «героя». Архетип героя и брутальное альфа-лидерство по-прежнему завораживают нас на каких-то глубинных уровнях, потому что эти уровни отвечают за выживаемость вида. Но входят в противоречие с теми уровнями, которые отвечают за человеческие ценности и качества.

Получается парадокс: модель «созидателя» эффективна, но не эффектна; модель «героя» эффектна, но не эффективна. Из-за этого многие хорошие люди часто оказываются незамеченными.

Собственно, таковы основные механизмы социального влияния, обуславливающие природу альфа лидера. Возникает вопрос: что же теперь с этим делать? Самый логичный ответ: развивать в себе обе модели.

Алексей Недозрелов

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

reservy1 Альфа лидер. Психология социального влияния

Скачай бесплатную книгу

"Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным"

Ваше имя:
Ваш email:
 
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
twitter mini Альфа лидер. Психология социального влиянияvk mini Альфа лидер. Психология социального влиянияfb mini Альфа лидер. Психология социального влиянияbuzz mini Альфа лидер. Психология социального влиянияlj mini Альфа лидер. Психология социального влиянияmoymir mini Альфа лидер. Психология социального влияния
Присоединяйтесь в социальных сетях:
twitter full Альфа лидер. Психология социального влиянияlj full Альфа лидер. Психология социального влияния

Похожие статьи:

  1. Взрывной прорыв на новый уровень – интенсивный курс «НЛП-Базис: Обретение Силы»
  2. Мифомоделирование в психологии и маркетинге
  3. Роберт Дилтс о лидерстве
  4. Гюстав Лебон. Вожаки толпы
  5. Культ гламура – вирус и допинг современной цивилизации
  6. Социальная инженерия и формула счастья
  7. Процессуальная психология
  8. Эксперимент "Третья волна" — как создать тоталитарную группировку
  9. Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным
  10. Преображающие бренды: терапевтическое воздействие в рекламе

About the author

Сертифицированный НЛП-Мастер, бизнес-тренер, специалист по телесно-ориентированной психологии и интенсивным интегративным психотехникам.

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.